Экспонаты
Нотное издание. Маpш тpиумфальный на возвpащение аpмии российской в Отечество: Сочинен для форте-пиано Г. Высоцким. В Санктпетербурге / Ценз.: К.Г. Зон. [1814]. Высоцкий
Нотное издание. Маpш тpиумфальный на возвpащение аpмии российской в Отечество: Сочинен для форте-пиано Г. Высоцким. В Санктпетербурге / Ценз.: К.Г. Зон. [1814]. Высоцкий
Автор
Высоцкий
Название
Нотное издание. Маpш тpиумфальный на возвpащение аpмии российской в Отечество: Сочинен для форте-пиано Г. Высоцким. В Санктпетербурге / Ценз.: К.Г. Зон.
Датировка
Материал, техника
бумага; гравюра
Размер
230 х 290 230 х 290 мм
Аннотация
Отечественная война 1812 года вызвала большой патриотический подъем в обществе. Антинаполеоновские настроения проявились и в музыке, причем весьма отчетливо: профессиональные композиторы и дилетанты откликались на события военного времени, музыкальными средствами воспевали важнейшие сражения и победы русской армии, скорбели по погибшим. Центральное место среди этих произведений занимали марши, которые можно разделить на два типа – торжественные (marches triomphales), сочиненные на победы русских и союзных войск (освобождение Полоцка, Вильно, взятие Варшавы и т.д.), а также в честь полководцев-героев (Кутузова, Витгенштейна, Платова и др.); и траурные марши-оплакивания, которые обычно сочинялись на смерть героев (Кульнева, Кутузова, Багговута, Моро и др.). Марш Г. Высоцкого триумфальный. На издании отсутствует дата, но, скорее всего, марш был сочинен «по горячим следам» в 1814 году и тогда же напечатан. Косвенным указанием на дату может служить разрешение цензурного комитета: марш Г. Высоцкого разрешил печатать санкт-петербургский цензор Христиан Карлович Зон ([1758] – 1827), служивший в этой должности с 1804 по 1819 год. Композитор Г. Высоцкий, предположительно, был одним из многочисленных музыкантов-любителей. По отсутствию издательства можно предположить, что автор напечатал марш на свои собственные средства – весьма распространенная практика в первой половине XIX века – а затем определил в музыкальный магазин на комиссию. Скорее всего, речь идет о магазинев подворье церкви Св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте. На руку музыканта-любителя указывают и музыкальные особенности произведения: в отличие от классической трехчастной формы военного марша, в марше Г. Высоцкого отсутствует средняя часть – певучее трио, а первая – торжественная фанфарная (у Г. Высоцкого maestoso) – сразу переходит в заключительную – «скорый марш» на 2/4 или «pas redoublé», буквально «сдвоенный», играющийся вдвое быстрее первой части (у Г.Высоцкого темп обозначенallegretto). Некоторое злоупотребление «фанфарными» эффектами и мелодическая незатейливость также «выдают» дилетанта. Текстовая ремарка в нотах – «щасливое возвращение в отечество» - еще одна типичная черта батальной музыки, в первую очередь бывшей музыкальной иллюстрацией события. Настоящий экземпляр Триумфального марша Г. Высоцкого из фондов музея «Бородинская панорама» является единственным известным на настоящий момент. Другие произведения Г. Высоцкого пока тоже не обнаружены. Е.В.Мирошникова Исполнение: Московский ансамбль "Солисты Барокко"
Коллекция
Редкая книга
Номер в ГК
Музейный номер
МПББ ОФ-1454. РК-1200