Экспонаты
Живописная работа. Кирасир. 1899. Пулавский К.
Живописная работа. Кирасир. 1899. Пулавский К.
Автор
Пулавский Казимир (1861-1947)
Название
Живописная работа. Кирасир
Датировка
Материал, техника
холст; масло
Размер
Аннотация
Этой картине польского художника Казимира Пулацкого дают разные названия: «Отступающий француз», «Отступающий драгун», «Отступающий кирасир»… К какому же виду кавалерии этот всадник принадлежит и откуда он отступает? Всадник, точно, служил в тяжёлой кавалерии наполеоновской армии. Об этом свидетельствует стальной шлем и украшающий его плюмаж в виде «конского хвоста». (Помните у Лермонтова в «Бородино»: «Драгуны с конскими хвостами…»?) Видимо, поэтому всадника часто определяют как драгуна. Но такие же каски носили и знаменитые «железные люди» императора Наполеона – кирасиры. Решению проблемы мог бы помочь мундир, но он скрыт кавалерийским плащом, а они у французских драгун и кирасир были одинаковыми. И всё же одна существенная деталь говорит о том, что перед нами кирасир. Вальтрап (суконное покрывало, подкладываемое под седло) и кавалерийский чемодан – синего цвета, как у кирасир (у драгун они были зелёными). Итак, перед нами, кирасир, который, судя по пейзажу, отступает поздней осенью или зимой 1812 года из России. Но вот незадача: на кавалерийском чемодане отчетливо прорисована цифра «13» – номер полка, в котором служит всадник. А 13-й французский кирасирский полк в 1812 году сражался в Испании. Может быть, художник всё-таки изобразил драгуна, просто ошибся с цветом вальтрапа и чемодана? Но и 13-й драгунский полк в 1812 году был в Испании. Видимо, цифра «13» привлекла художника символизмом в применении к роковому походу Наполеона в Россию. А уточнять дислокацию реальных полков он не стал.
Коллекция
Живопись
Номер в ГК
Музейный номер
МПББ ОФ-4. Ж-2