Экспонаты
Живописная работа. Военный совет в Филях. Б.г. Клименко А.
Живописная работа. Военный совет в Филях. Б.г. Клименко А.
Автор
Клименко А.
Название
Живописная работа. Военный совет в Филях
Датировка
Материал, техника
холст; масло
Размер
94,5 х 167 см
Аннотация
В собрании Музея-панорамы - копия знаменитой работы А.Д.Кившенко, написанная учеником с личного разрешения учителя. Художник Алексей Данилович Кившенко создавал картину «Военный совет в Филях в 1812 году» как иллюстрацию к описанию этого события в знаменитом романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Вслед за Толстым, его интересовала не столько историческая точность деталей, сколько психологическая достоверность поведения участников Совета. Как и роман Толстого, картина Кившенко стала хрестоматийной: известно множество её авторских повторений и копий, написанных ещё при жизни художника. Перед нами одна из таких копий, написанная учеником А.Д.Кившенко, с личного разрешения автора. Л.Н.Толстой описал ход военного совета, каким он мог видеться вымышленному персонажу романа – 6-летней дочери хозяина Малаше: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим, входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». Главнокомандующий действующими армиями генерал-фельдмаршал Кутузов сидит в кресле у печи, в расстёгнутом мундире. На картине он изображён в тот момент, когда произносит итоговую фразу: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я властью, вручённой мне моим Государем и отечеством, я – приказываю отступать». За креслом Кутузова художник изобразил полковника Кайсарова с записной книжкой в руках. В это время Кайсаров исполнял должность дежурного генерала. На самом деле, достоверных сведений о его присутствии на военном совете - нет. На лавке у окна, ближе к Кутузову сидит генерал-лейтенант Коновницын, следом – генерал-лейтенант Раевский, генерал-лейтенант Остерман-Толстой. В красный угол, под образа, в согласии с текстом Толстого, художник поместил генерала от инфантерии Барклая де Толли. И писатель, и художник стремились подчеркнуть его болезненность: «Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало». Рядом с Барклаем изображён генерал-лейтенант Уваров, затем – генерал от инфантерии Дохтуров. Опершись руками о стол, приподнялся со своего места генерал-майор Ермолов. Художник постарался передать описанное в романе возмущение Алексея Петровича решением отдать неприятелю Москву без боя. В профиль изображён полковник Толь – опытный военачальник и главный противник сражения под Москвой. Спиной к нам сидит начальник Главного штаба генерал от кавалерии Беннигсен. К этому человеку Толстой относился с особенной неприязнью, поскольку он постоянно спорил с любимым героем Льва Николаевича – Михаилом Илларионовичем Кутузовым. На военном совете именно Беннигсен доказывал необходимость дать Наполеону сражение под стенами Москвы.
Выставки
Аудио
40. Военный совет в Филях00:00
data
Коллекция
Живопись
Номер в ГК
Музейный номер
МПББ ОФ-1200. Ж-59