Экспонаты
Акватинта. View of the Great Square, with the Shops at Moscow Из альбома «Historical sketch of Moscow : illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c.». 1813. Ackermann R.
Акватинта. View of the Great Square, with the Shops at Moscow Из альбома «Historical sketch of Moscow : illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c.». 1813. Ackermann R.
Автор
Ackermann Rudolph (1764-1834)
Название
Акватинта. View of the Great Square, with the Shops at Moscow Из альбома «Historical sketch of Moscow : illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c.»
Комплект
Historical sketch of Moscow: illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c. [Исторические наброски о Москве, иллюстрированные 12 видами разных частей столичного города: Кремль и т. д.]
Датировка
Материал, техника
бумага; акватинта, акварель
Размер
28,2 х 34,7 25,2 х 30,2 19 х 26,5 см
Место создания/находки
Англия, г. Лондон
Аннотация
В основе – работа Ж.Делабарта Вид Красной площади и Воскресенских ворот в Москве. Это в такой же мере архитектурный портрет обновлённой центральной площади Москвы, как и свободная зарисовка с натуры завсегдатаев Гостиного двора. На площади кипит жизнь. Дворянские экипажи и крестьянские подводы, благочинные купеческие семейства и благородные особы в европейском платье, «люди, занятые торгом и меною на рынке» и «праздношатающиеся в безобразии» простолюдины, крестный ход с иконой Богоматери и арестованные, которых ведут в расположенную тут же, у Воскресенских ворот временную тюрьму… За этой людской круговертью встаёт образ Москвы, представляющей, по замечанию французского путешественника, «город как бы независимый от всего государства, ибо в ней живут так же свободно, как в какой-нибудь республике». Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, Делабарт изобразил с юга не север. За пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор. Художник видит Красную площадь не как исторический памятник, но как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершённый по канонам классицизма. Старые торговые ряды напротив Кремлёвской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посередине. С противоположной стороны, у стены Кремля, возведён симметричный корпус – Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат. В глубине – старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа от них – небольшие корпуса с двухэтажными аркадами. Красная площадь ещё не замощена, но её уже освещают поставленные в ряд масляные фонари на чугунных столбах. Обрамлённый аркадой плац-парад в классическом стиле, включающий "готические красоты" Воскресенских ворот, просуществовал не долго. После пожара 1812 года вдоль Кремлёвской стены вместо Новых рядов устроили бульвар, а Старые ряды по проекту О.И.Бове полностью реконструировали в духе ампира. И это совершенно изменило ансамбль площади.
Выставки
Эпоха 1812 года: искусство властвовать, сражаться, жить
Коллекция
Музейный номер
МПББ ОФ-10427/2. Г-4432