Комплекты
Сюита «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году», 1799, Делабарт Ж.
Сюита «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году», 1799, Делабарт Ж.
Наименование
Сюита «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году»
Время создания
Аннотация
Жерар Делабарт [1730(?), Руан – 1810(?), Россия] – французский живописец, акварелист, ученик Ж.-М. Вьена (1758) приехал в Россию в 1787 г., вероятно, не имея заранее заключённого контракта, по рекомендации какого-либо влиятельного лица. Его первой работой в России стала серия живописных видов Царского Села. Работы художника понравились императрице, видимо, прежде всего, тем, что он оказался увлечённым и мастеровитым "живописцем фигур". Люди в его работах – не просто стаффаж, оттеняющий архитектуру и природу. Он – "живописец ландшафтов" и, одновременно, "сцен благородных и простонародных увеселений" с участием "разного звания людей". История московской серии Делабарта до сих пор известна лишь в общих чертах. Отправляя художника в Москву, Екатерина, вероятно, дала ему лишь самые общие указания, возможно, пожелала, чтобы он запечатлел её яркое своеобразие и контрасты облика и быта. Как отозвался о намерениях императрицы Ю.П.Львов, она "изволила заказать… написать лучшие местности Москвы и народную жизнь города, как она представлялась тогда глазам Великой Монархини". От Делабарта не потребовали писать архитектурные новинки. Видимо, он был свободен следовать собственному плану, изображая всё, что ему казалось "достойно любопытства" в этом огромном диковинном городе, признаваемом всеми посетившими его иностранцами "не имеющим себе подобного в Европе". Жерар Делабарт, как и многие иностранцы, впервые посетившие Москву, вероятно, был так же поражён её размахом и "смешением великолепия с деревенскою простотою". По собственному выбору он писал не отдельные улицы или местности, но стремился запечатлеть "портрет городского пространства". Москва предстает у Делабарта такой, какой описана в путеводителе екатерининской поры: "А как расположена на возвышенном сухом месте, строения не стеснены, как внутри, так и в окрестностях оной находится много садов: потому и имеет воздух всегда приятный и здоровый". Небо Москвы высоко, воздух чист, река полноводна, окрестности привольны. Лишь в двух видах московский пейзаж лишён всегдашней солнечной ясности: над вечерним Кремлём сгустились тяжёлые облака ( "Вид на Кремль и Москворецкий мост в Москве"); небо затянуто тучами, река вспенилась, деревья гнутся под порывами ветра ("Вид… от Водовзводной башни"). Гравюры с картин Ж.Делабарта не сохранили, к сожалению, всех деталей его живописных и акварельных работ. Персонажи, изображённые художником, не со всей точностью и даже не все присутствуют на графических листах. Тем не менее, наиболее близкие по времени к оригиналам графические работы 1799 и 1800 г. передают множество характерных деталей московского быта, облика горожан разных званий, их обычаев.
Экспонаты комплекта Отобрано: 7
Вид ледяных гор в Москве во время сырной недели. 1799. Оберкоглер Г.К.Ф., Делабарт Ж.
Эстамп. Вид Кремлевского строения в Москве с Каменного моста. 1799. Эйхлер М.Г., Делабарт Ж.
Эстамп. Вид Кремлевского строения и его окружностей в Москве. 1799. Лорье Ф.Б., Делабарт Ж.
Эстамп. Вид Поднавинского Предместья в Москве. 1799. Гуттенберг Г., Делабарт Ж.
Эстамп. Вид Спасских ворот и окружностей их в Москве. 1799. Ламини П.Я., Делабарт Ж.
Эстамп. Вид Старой площади в Москве. 1799. Гуттенберг Г., Делабарт Ж.
Показать все